|
2011 04 ВЫСТАВКА Выставка курских мастеров декоративно-прикладного искусства: Тельных Анатолия Ивановича и Тельных Владимира Анатольевича | |
Тельных Анатолий Иванович. 1946 "Псковский Кремль". 2008 Маркетри. 64х117
|
Тельных Владимир Анатольевич. "Бабье лето". 2009 Лоскутная мозаика. 66х67
|
Тельных Владимир Анатольевич. "Накануне Рождества". 2011 Лоскутная мозаика. 61х85
|
Тельных Владимир Анатольевич. "Улитка". 2010 Лоскутная мозаика. 69х73
|
Тельных Владимир Анатольевич. 1975 "Пятками вперёд". 2010 Лоскутная мозаика. 67х67
|
Статья опубликована в журнале "Клуб" №6 за 2011 год.
«Буйство глаз и половодье чувств» - так можно охарактеризовать выставку курских мастеров Анатолия и Владимира Тельных, прошедшую в марте в Народной галерее Государственного Российского Дома народного творчества. Их работы с полным основанием можно назвать народными, так же, как и поэзию Сергея Есенина, автора строк, вынесенных в эпиграф.
Посмотришь на Володю и по-доброму ему позавидуешь. Ведь сам в его возрасте не был ни таким смелым, ни таким целенаправленным. Чтобы браться за всё, сразу надо иметь три дара – смелость, талант и молодость. Засомневаешься в себе и сразу тонуть начнёшь, как апостол Пётр. Без таланта любая смелость будет просто нахрапистой наглостью. Но ей не проживешь, ибо у художника всегда «на выходе» есть результат – «по плодам узнаете их». Никакая наглость не оправдает творческую беспомощность. А молодость – как же без неё! Только она может «зарядить аккумулятор» человека, дать ему энергию любопытства, энергию любви к людям и миру. Ну, есть еще четвёртый, благоприобретённый, самовоспитанный дар – трудолюбие.
Смелость, талант, молодость, трудолюбие – всё это имеет Владимир Анатольевич. Важно еще, что его восприимчивость нового не оторвана от истории, что она базируется на традициях, переданных наилучшим образом – «из рук в руки».
Поплачусь немного об исчезновении длинных цепочек мастеров, когда папа учит сына, а его, в свой черед, учил дедушка. Ни один человек не постарается и не отдаст тебе столько умения, как родственник. Только в результате таких цепочек и получаются швейцарские часы, немецкие моторы, итальянская обувь. У нас же сегодня человек получает инженерную специальность, а работает менеджером, хотя нравится ему, например, фотографировать. Живёт «ни себе, ни людям»: и работу свою делает плохо, и сам мучается. Мы гоняемся за модным, а ведь любой труд почётен.
Это давно поняли и в Европе, и в Японии и гордятся не модной специальностью, а качеством выходящего из твоих рук продукта.
Володе повезло – он продолжил работу папы. Тот всю жизнь занимался деревом, и сын полюбил резьбу, добился хороших результатов, но не остановился, а шагнул дальше – освоил лоскут, его декоративный текстиль (многодельные панно из ткани и кожи, ракушек и меха, подушки, лоскутные композиции и т.п.) ярок и фантазиен. Мастер предпочитает неожиданные сочетания, почти столкновения элементов, будто играя самыми различными формами, текстурами, даже масштабами. Художник в равной мере свободно обращается и с «космическими» тканями – серебристыми, мерцающими, необыкновенными, и с традиционными ситцем и тафтой. Ему подвластны и традиционное лоскутное шитье, и аппликация, и роспись по ткани, и множество других техник и технологий – нередко дизайнер сам их и создает в процессе работы над конкретным произведением. В поисках выразительных средств дизайнер готов к любым экспериментам. Лоскутные бутылки, тыквенные лампы – всё эти невероятные объекты Тельных-младший и сам делает, и всех желающих готов научить. А ещё он занимается
фотографией, живописью, дизайном интерьеров и ландшафтов, в общем, расширил свои возможности очень основательно.
В личных усилиях есть и радость, и горе. Радость, что почти никто не стоит за тобой, что можешь жить не по лекалу, а как хочется, но большие амбиции подразумевают и большую ответственность. А эта ответственность может измучить человека не хуже монотонной работы, так что и тут не обойтись без чувства юмора и легкого характера, умения прощать, способности идти вперёд, а не зацикливаться на неудачах.
Дизайнер, как и театральный режиссер, должен быть немного диктатором. Слушать всех, а поступать по-своему, не бояться. Иначе получится ни то ни сё, каша, которая уж точно не понравится ни автору, ни заказчику. Изменилось время, изменилась страна. Это раньше, когда человек работал, скажем, шлифовщиком 5-го разряда на советском заводе, где всё было разложено по полочкам, он должен был знать только свою специальность. А сейчас на автосервис приезжает подержанная иномарка, которую мастер, может быть, видит в первый раз, и тем не менее, он должен реанимировать эту машину быстро и с хорошим качеством. Сегодняшнее время требует Левшей и Кулибиных, которые «на коленке» смогут починить импортный механизм. И такие люди есть. Не пропали талант и творчество в народе.
По существу, Владимир Анатольевич может не только спроектировать интерьеры любого загородного дома или городских апартаментов, но и своими руками воплотить их в жизнь. Модные дизайнеры, получая огромные гонорары от богатых заказчиков, своими руками и гвоздя не вобьют, а династия Тельных, кажется, может всё.
Как великий Шехтель, который всё делал сам – и дом проектировал, и его интерьер, включая перила, обои, мебель. Современный дизайнер должен представить заказчику максимально возможный выбор вариантов, это связано с творческой смелостью и трудолюбием.
Но это нелегко: приходится дисциплинированно работать «от и до», а потом ещё и вечером и ночью.
Соединение народных традиций и творческих новаций, академической профессиональной выучки и навыков семейного «рукомесла» и создают тот художественный результат, который неизменно притягивает к себе зрителей в любом городе мира. А особенно в столицах – дальше всего оторвавшихся от родных корней и оттого острее всего чувствующих потребность в них.
Слово автору:
Что касается сюжетных линий или образных решений, то здесь общей темы нет, каждая работа продиктована какими-то переживаниями, у многих – своя личная история. В целом, можно сказать, это пейзажные и архитектурные мотивы, орнаментальные композиции, образные, где используются фантазийные, придуманные или реальные объекты.
Процесс создания каждой работы индивидуален и неповторим. Порой кусочек увиденной в магазине ткани сразу диктует образ. Бывает даже, что рождают образ обрезок багета, фактура, текстурные рисунки. Где-то наоборот. Здесь четкого алгоритма нет – я думаю, его нет ни у кого. Но по большому счет материал диктует и форму, и колористическую гамму.
Я в своем творчестве стараюсь больше работать с фактурой. Строю свои композиции на сочетании различных фактур: это и лен с его, может быть, грубоватым плетением, и ситцевые набивные рисунки, отражающие народность, и современные материалы. Нынешняя текстильная индустрия, ее космические технологии позволяют создавать ткани, которые даже не всегда выглядят тканями.
Если корректно и умело сочетать народные традиции и элементы новизны, это только разнообразит технику лоскутного шитья.
Мои работы на сегодня не имеют повторений, для меня процесс создания композиций сложный и долгий, 95% - это именно шитье, весь декор делается исключительно вручную, так что каждая работа полита капельками крови (иголка ранит пальцы).
По папиной линии и прадед, и бабушка были портными. Прадед с войны привез швейную машину «Зингер», которая до сих пор стоит у меня.
Папа в этой экспозиции представляет свои работы, выполненные в технике маркетри.
Создание авторской одежды – одна из линий моего творчества. Свадебные платья, выпускные, конкурсы красоты – многие курские девушки ходят в костюмах, придуманных и изготовленных мной. В линиях одежды мне интересны авторские варианты, хотя начинал я с повседневной одежды.
Мои родители, папа и мама, научили меня никогда не отказывать людям в помощи. Я считаю, если у меня есть знания, которыми я могу поделиться с людьми – почему бы нет? И мне это доставляет удовольствие.
Авторы:
Метальникова В. В.
Вовк И. П.
ВОЗВРАТ В АРХИВ 2010-2011
ВОЗВРАТ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА |