2010 11 ВЫСТАВКА "ДИВЕЕВСКОЕ ЧУДО" Часть 1 

Божий промысел

Это, пожалуй, уникальный случай – сейчас, когда, кажется, наша национальная культура всё больше размывается и утрачивается, в скудной русской глубинке возник совершенно новый промысел. Маленькая хрупкая паломница и возрождающийся монастырь – вот чему обязана своим появлением дивеевская игрушка.

В роду у Натальи Григорьевны Крушинской все были беззаветными тружениками. И каждая эпоха платила им за это по-своему: в годы коллективизации семью раскулачили и сослали в Сибирь, в послевоенное время дети репрессированных стали местными депутатами и орденоносцами, а в постсоветское внукам бывших кулаков вновь пришлось учиться выживать. В 1990-е годы Наталья Григорьевна перебралась с Украины в русское село Большое Череватово поближе к возрождающемуся Дивеевскому монастырю. Преподавала едва ли не во всех местных детских учреждениях – учила играть на скрипке, виолончели, бандуре, баяне, фортепиано, флейте, гитаре, балалайке. А потом организовала и студию «Росток», где попыталась восстановить традиции народного прикладного искусства.
Начала с ткачества. Но изготовление узорных поясов так и осталось ее личным хобби. «Нитки надо купить, а народ бедный», - объясняет Наталья Григорьевна. По той же причине не стала популярной и живопись. В обоих случаях расходные материалы нужно купить, а готовые работы – продать. И то, и другое оказалось непосильным. Для русской провинции неоправданные траты времени и денег – совершенно непозволительная роскошь, особенно в годы дефицита, талонов и невыплачиваемых зарплат.
А вот глина лежала буквально под ногами. Да и сбыть нехитрые игрушки проще, чем сложные затратные произведения. Недорогие глиняные поделки, будь то ангелочки или вполне светские зверушки и персонажи русских сказок, стали для посетителей Дивеевского монастыря своего рода «местным сувениром». И это при том, что здесь никогда не делали игрушек: ни в советское время, когда это место называлось Арзамас-16, ни тем более в дореволюционное, когда к Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому монастырю тянулись как к месту религиозных переживаний, а не к туристическому объекту.
Промысел рождался буквально в руках Натальи Григорьевны. Самоучка, она поначалу пыталась делать глиняные игрушки по тем же принципам, что и пластиковые: из отдельных деталей, «примазываемых» друг к другу, да еще и раскрашенных.
Будь это коммерческий проект, на этом можно было бы и остановиться. Распределить операции, изучить спрос, модифицировать отдельные детали под актуальные темы… Но дивеевский сувенир вырос из любви, а не из маркетинговых расчетов. Глиняная игрушка буквально лелеялась, вынянчивалась в руках, обретая лаконизм и цельность, свойственные традиционным промыслам.
«Учитывая, что я училась по наитию, в основе нашей игрушечки – любовь. Любовь к красоте, желание порадовать близких, ребенку дать игрушечку, порадовать соседей», - говорит Наталья Григорьевна. На самом деле это искреннее расположение к миру проявляется у мастерицы во всем. Она каждому зрителю рада, каждого ребенка окружает любовью. Поэтому у нее даже двухлетние детки затихают, увлеченно сопя над глиняным комочком. На той же любви настояно и удивительное по нынешним временам бескорыстие. Не так уж много людей могут вслед за Крушинской повторить без всякого пафоса: «В музыкальной школе хорошие зарплаты – тысяч 10-12. Вот я и ушла оттуда, уступила молодежи. У нас работать на самом деле негде. Детки заканчивают, наши же ученики, а деваться некуда. Я и думаю, ну что ж я буду место занимать».
Редкое по силе и яркости религиозное чувство любви и благодарности ко всему сущему буквально переполняет мастерицу. «Мне до Дивеева час ходьбы по проселку, - говорит Крушинская, и глаза ее загораются теплым светом. – Тут мордочка коровки, тут курочки ходят, тут домики кривенькие живые, травка зеленая. И когда идешь по этой дороге – Дивеево как на ладони. Такая панорама, купола, воздух! И ты идешь один, дышишь, не торопясь никуда. Это Россия, небеса, деревья, земля, эта Канавка, эти святые угодники, с которыми нужно подружиться… Вот когда родная матушка меня благословила, я приехала в Дивеево и поняла, что это – мое». Да, это – её. Эта трепетная нежность ко всему живому, к людям и животным, к земле и траве, к бедной нашей родине, это буквальное воплощение в жизнь заповеди «Возлюби ближнего как самого себя» - да, всё это – Наталья Григорьевна Крушинская. И нынешний дивеевский промысел – ее и Божий.

Вовк Игорь Петрович – искусствовед, руководитель «Народной галереи» Государственного Российского дома народного творчества

ВОЗВРАТ В АРХИВ 2010-2011
ВОЗВРАТ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

Hosted by uCoz