2011 04 ВЫСТАВКА Выставка курских мастеров декоративно-прикладного искусства: Тельных Анатолия Ивановича и Тельных Владимира Анатольевича 

Тельных Анатолий Иванович. 1946 "Псковский Кремль". 2008 Маркетри. 64х117

Тельных Владимир Анатольевич. "Бабье лето". 2009 Лоскутная мозаика. 66х67

Тельных Владимир Анатольевич. "Накануне Рождества". 2011 Лоскутная мозаика. 61х85

Тельных Владимир Анатольевич. "Улитка". 2010 Лоскутная мозаика. 69х73

Тельных Владимир Анатольевич. 1975 "Пятками вперёд". 2010 Лоскутная мозаика. 67х67

Статья опубликована в журнале "Клуб" №6 за 2011 год.

«Буйство глаз и половодье чувств» - так можно охарактеризовать выставку курских мастеров Анатолия и Владимира Тельных, прошедшую в марте в Народной галерее Государственного Российского Дома народного творчества. Их работы с полным основанием можно назвать народными, так же, как и поэзию Сергея Есенина, автора строк, вынесенных в эпиграф.

Посмотришь на Володю и по-доброму ему позавидуешь. Ведь сам в его возрасте не был ни таким смелым, ни таким целенаправленным. Чтобы браться за всё, сразу надо иметь три дара – смелость, талант и молодость. Засомневаешься в себе и сразу тонуть начнёшь, как апостол Пётр. Без таланта любая смелость будет просто нахрапистой наглостью. Но ей не проживешь, ибо у художника всегда «на выходе» есть результат – «по плодам узнаете их». Никакая наглость не оправдает творческую беспомощность. А молодость – как же без неё! Только она может «зарядить аккумулятор» человека, дать ему энергию любопытства, энергию любви к людям и миру. Ну, есть еще четвёртый, благоприобретённый, самовоспитанный дар – трудолюбие.

Смелость, талант, молодость, трудолюбие – всё это имеет Владимир Анатольевич. Важно еще, что его восприимчивость нового не оторвана от истории, что она базируется на традициях, переданных наилучшим образом – «из рук в руки».

Поплачусь немного об исчезновении длинных цепочек мастеров, когда папа учит сына, а его, в свой черед, учил дедушка. Ни один человек не постарается и не отдаст тебе столько умения, как родственник. Только в результате таких цепочек и получаются швейцарские часы, немецкие моторы, итальянская обувь. У нас же сегодня человек получает инженерную специальность, а работает менеджером, хотя нравится ему, например, фотографировать. Живёт «ни себе, ни людям»: и работу свою делает плохо, и сам мучается. Мы гоняемся за модным, а ведь любой труд почётен.
Это давно поняли и в Европе, и в Японии и гордятся не модной специальностью, а качеством выходящего из твоих рук продукта.

Володе повезло – он продолжил работу папы. Тот всю жизнь занимался деревом, и сын полюбил резьбу, добился хороших результатов, но не остановился, а шагнул дальше – освоил лоскут, его декоративный текстиль (многодельные панно из ткани и кожи, ракушек и меха, подушки, лоскутные композиции и т.п.) ярок и фантазиен. Мастер предпочитает неожиданные сочетания, почти столкновения элементов, будто играя самыми различными формами, текстурами, даже масштабами. Художник в равной мере свободно обращается и с «космическими» тканями – серебристыми, мерцающими, необыкновенными, и с традиционными ситцем и тафтой. Ему подвластны и традиционное лоскутное шитье, и аппликация, и роспись по ткани, и множество других техник и технологий – нередко дизайнер сам их и создает в процессе работы над конкретным произведением. В поисках выразительных средств дизайнер готов к любым экспериментам. Лоскутные бутылки, тыквенные лампы – всё эти невероятные объекты Тельных-младший и сам делает, и всех желающих готов научить. А ещё он занимается
фотографией, живописью, дизайном интерьеров и ландшафтов, в общем, расширил свои возможности очень основательно.

В личных усилиях есть и радость, и горе. Радость, что почти никто не стоит за тобой, что можешь жить не по лекалу, а как хочется, но большие амбиции подразумевают и большую ответственность. А эта ответственность может измучить человека не хуже монотонной работы, так что и тут не обойтись без чувства юмора и легкого характера, умения прощать, способности идти вперёд, а не зацикливаться на неудачах.

Дизайнер, как и театральный режиссер, должен быть немного диктатором. Слушать всех, а поступать по-своему, не бояться. Иначе получится ни то ни сё, каша, которая уж точно не понравится ни автору, ни заказчику. Изменилось время, изменилась страна. Это раньше, когда человек работал, скажем, шлифовщиком 5-го разряда на советском заводе, где всё было разложено по полочкам, он должен был знать только свою специальность. А сейчас на автосервис приезжает подержанная иномарка, которую мастер, может быть, видит в первый раз, и тем не менее, он должен реанимировать эту машину быстро и с хорошим качеством. Сегодняшнее время требует Левшей и Кулибиных, которые «на коленке» смогут починить импортный механизм. И такие люди есть. Не пропали талант и творчество в народе.

По существу, Владимир Анатольевич может не только спроектировать интерьеры любого загородного дома или городских апартаментов, но и своими руками воплотить их в жизнь. Модные дизайнеры, получая огромные гонорары от богатых заказчиков, своими руками и гвоздя не вобьют, а династия Тельных, кажется, может всё.

Как великий Шехтель, который всё делал сам – и дом проектировал, и его интерьер, включая перила, обои, мебель. Современный дизайнер должен представить заказчику максимально возможный выбор вариантов, это связано с творческой смелостью и трудолюбием.

Но это нелегко: приходится дисциплинированно работать «от и до», а потом ещё и вечером и ночью.

Соединение народных традиций и творческих новаций, академической профессиональной выучки и навыков семейного «рукомесла» и создают тот художественный результат, который неизменно притягивает к себе зрителей в любом городе мира. А особенно в столицах – дальше всего оторвавшихся от родных корней и оттого острее всего чувствующих потребность в них.


Слово автору:
Что касается сюжетных линий или образных решений, то здесь общей темы нет, каждая работа продиктована какими-то переживаниями, у многих – своя личная история. В целом, можно сказать, это пейзажные и архитектурные мотивы, орнаментальные композиции, образные, где используются фантазийные, придуманные или реальные объекты.
Процесс создания каждой работы индивидуален и неповторим. Порой кусочек увиденной в магазине ткани сразу диктует образ. Бывает даже, что рождают образ обрезок багета, фактура, текстурные рисунки. Где-то наоборот. Здесь четкого алгоритма нет – я думаю, его нет ни у кого. Но по большому счет материал диктует и форму, и колористическую гамму.
Я в своем творчестве стараюсь больше работать с фактурой. Строю свои композиции на сочетании различных фактур: это и лен с его, может быть, грубоватым плетением, и ситцевые набивные рисунки, отражающие народность, и современные материалы. Нынешняя текстильная индустрия, ее космические технологии позволяют создавать ткани, которые даже не всегда выглядят тканями.
Если корректно и умело сочетать народные традиции и элементы новизны, это только разнообразит технику лоскутного шитья.
Мои работы на сегодня не имеют повторений, для меня процесс создания композиций сложный и долгий, 95% - это именно шитье, весь декор делается исключительно вручную, так что каждая работа полита капельками крови (иголка ранит пальцы).
По папиной линии и прадед, и бабушка были портными. Прадед с войны привез швейную машину «Зингер», которая до сих пор стоит у меня.
Папа в этой экспозиции представляет свои работы, выполненные в технике маркетри.
Создание авторской одежды – одна из линий моего творчества. Свадебные платья, выпускные, конкурсы красоты – многие курские девушки ходят в костюмах, придуманных и изготовленных мной. В линиях одежды мне интересны авторские варианты, хотя начинал я с повседневной одежды.
Мои родители, папа и мама, научили меня никогда не отказывать людям в помощи. Я считаю, если у меня есть знания, которыми я могу поделиться с людьми – почему бы нет? И мне это доставляет удовольствие.


Авторы:
Метальникова В. В.
Вовк И. П.

ВОЗВРАТ В АРХИВ 2010-2011
ВОЗВРАТ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

Hosted by uCoz